Экспертиза контрафакта: баланс сотрудничества эксперта и правообладателя

Неопределенность квалификационных требований к эксперту, отсутствие методики проведения экспертиз контрафактной продукции на ряду с пассивной моделью поведения правообладателя приводят к информационным потерям для одних и финансовым потерях для других указанных участников. Важность выработки стратегии обмена информацией способствует увеличению количества выявлений и расследований нарушений прав интеллектуальной собственности. Подчеркивается необходимость повышения уровня квалификации экспертов.

Ключевые слова: экспертиза контрафактной продукции, контрафактные товары, эксперт, специалист, правообладатель, судебная экспертиза, методика экспертизы.

Обсуждение важности борьбы с общемировым оборотом контрафактной продукции стало "безусловным рефлексом" всего экономического, политического и гражданского сообщества. Исключением не стала и Российская Федерация. Однако у нас есть своя специфика, обусловленная с одной стороны национальным уровнем научной и процессуальной подготовленности, а с другой стороны моделью поведения правообладателей, ведущих бизнес в Российской Федерации.

1. Требования, предъявляемые к экспертам.

Понятие и процессуальное положение эксперта и специалиста установлены законодательством (ст. 79 ГПК; ст. 55 АПК; ст. 57 УПК; ст. 25.9 КоАП) и в общем то не имеют неопределенностей, чего нельзя сказать о квалификационных требованиях к эксперту/специалисту. Для государственных и негосударственные экспертов они различаются.

Статьи 12 и 13 ФЗ 73 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" раскрывает требования, предъявляемые к государственным экспертам:

  • гражданство РФ;
  • высшее образование;
  • получение дополнительного профессиональное образования по конкретной экспертной специальности;
  • подтверждение уровня квалификации и аттестация, которые проводятся экспертно-квалификационными комиссиями каждые 5 лет.

В тоже время к негосударственным экспертам не предъявляются какие-либо специальные квалификационные требования, за исключением закрепленного в законодательных актах основания - обладание специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла.

Развивая тему проведения судебных экспертиз и внесудебных исследований негосударственными экспертами или специалистами следует справедливо отметить, что отсутствие жестких квалификационных требований к последним не является большой проблемой. Это связано с тем, что большинство типов и видов экспертиз проводятся по так называемым "частным" методикам и не могут выполняться людьми, имеющими непрофильную экспертную специальность. В качестве примера можно привести такие виды экспертиз, как: почерковедческая, автотехническая, лингвистическая, дендрологическая и прочие.

Явным исключением является экспертиза контрафактной продукции. Несмотря на единый предмет доказывания, множественность видов изделий и продукции, подлежащих исследованию, определяют существенную сложность проведения таких экспертиз в первую очередь по той причине, что они требуют применения специальных знаний из различных областей науки в рамках одной экспертизы. Так, в нашей практике нередки случаи, когда в ходе производства одной и той же экспертизы в исследовании участвуют специалисты в следующих областях знаний:

  • компьютерно-технической экспертизы (для выявления и идентификации программных продуктов);
  • трасологической экспертизы (для установления способа изготовления изделия);
  • технической экспертизы документов (для определения подлинности и приемов воспроизведения элементов защиты);
  • экспертизы веществ и материалов (для исследования свойств и характеристик материала, из которого изготовлено изделие);
  • товароведческой экспертизы (для изучения потребительских свойств товара; его классификации и кодирования; стандартизации);
  • патентно-правовой экспертизы (для решения вопроса схожести и воспроизведения товарного знака);
  • оценочной экспертизы (для расчета стоимости ущерба, причиненного правообладателю).

Такое положение дел (отсутствие конкретной методики и проведение экспертиз контрафактной продукции специалистами из разных областей знаний) вносит некоторую неопределенность не только для экспертного сообщества, но и для судебных органов, проводящих оценку такого доказательства.

2. Особенности методики экспертизы контрафактных товаров.

Техническая особенность проведения такого рода экспертиз заключается в сравнительном анализе подлежащего исследованию объекта и легитимного образца продукции. Часто в ходе такого сравнения оценке подлежат не только наличие упаковки и содержание реквизитов маркировки, но и установление качественных характеристик изделий, сопоставление мест "уникального" расположения и взаиморасположения элементов, анализ технологических процессов производства того или иного изделия.

В качестве факторов, которые препятствуют получению объективного, достоверного и научно-обоснованного вывода можно привести:

  • высокое качество подделок, которому предшествует глубокий и тщательный анализ особенностей продукта для достижения максимального эффекта воспроизводимости;
  • низкая защищенность продукции правообладателем, отсутствие уникальных решений;
  • наличие множества точек производства оригинального товара одного и тоже наименования, которые отличаются упаковкой, маркировкой и виду используемого сырья;
  • частый "ребрендинг", призванный усложнить процесс изготовления и реализации подделок, но дающий недобросовестным участникам рынка прекрасную возможность использовать это в своих интересах, реализуя контрафакт с пометкой "это остатки складского хранения из прошлых партий".

3. Роль правообладателя.

На этом моменте следует перейти к роли правообладателя. Она представляется максимально важной и может выражаться в информационной поддержке эксперта. Имея информацию об особенностях используемых материалов, дате и месте изготовления определенной коллекции товара, местах размещения скрытых "меток" и прочее, эксперт получает исчерпывающий объем значимых признаков, которые кладет в основу своего вывода. Нужно понимать, что пожалуй единицы экспертных организаций работают над созданием натурных коллекций и формированием своей базы данных, а инициатором исследования часто становятся правоохранительные органы, а не собственники бренда.

На практике же нередкими являются случаи, когда правообладатель использует модель отстранения от информационной поддержки эксперта и причины этому могут быть следующие:

1) Правообладатель не доверяет широкому кругу экспертного сообщества для предоставления уникальных сведений;

2) Правообладатель вообще не готов ассоциировать имя своего товарного знака со словом "контрафакт" и саботирует любые призывы к участию в следственных мероприятиях и сотрудничеству;

3) Правообладатель имеет официальное представительство в Российской Федерации, которое проявляет пассивную модель поведения: не предоставляет информацию по запросу и не транслирует ее головной организации; не ведет мониторинг и статистику фактов установления подделок; не производит предупредительную информационную работу с потребителем; не заботится об уровне правовой защищенности товарного знака на территории нашей страны.

Таким образом, подчеркивается и констатируется "сквозной" характер проблемы взаимодействия эксперта и правообладателя. Отсутствие информационного контакта приводит к потерям для всех участников:

  • Снижается количество возбуждений и расследований преступлений, инициируемых правоохранительными органами;
  • Затрудняется подготовка объективных и всесторонних экспертиз, возрастает количество экспертных ошибок;
  • Стимулируется высокая активность действий злоумышленников, остающихся в тени;
  • Собственники брендов не могут оценить реальный объем нелегитимной (поддельной) продукции, а соответственно объем финансовых потерь;
  • Потеря реального покупателя, снижение степени доверия к бренду, незаинтересованность или отказ дистрибьютора к продвижению и реализации бренда в своем регионе.

Указанная в настоящем докладе проблематика призвана побудить правообладателя к выработке собственной стратегии взаимодействия с участниками правоотношений. Такая стратегия должна быть понятной для правоохранителей, доступной для экспертного сообщества и эффективной в глобальном контексте борьбы с оборотом контрафактной продукции. При этом подчеркивается необходимость повышения уровня квалификации экспертов и специалистов, производящих исследования контрафактной продукции.

Наши основные продукты:
Наши клиенты

© Экспертно-консультационный центр "Графо-Логос" 2011 - 2023

г. Москва, Красноворотский проезд дом 3, строение 1, офис 327    3 мин. от м. Красные ворота
г. Москва, Красноворотский проезд дом 3, строение 1, офис 327    3 мин. от м. Красные ворота

© Экспертно-консультационный центр "Графо-Логос" 2011 - 2023