Ответственность за распространение контрафакта

Незаконное изготовление и распространение товаров, которые содержат объекты интеллектуальной собственности наносит ущерб для авторов и правообладателей. Правовая охрана объектов права интеллектуальной собственности и постоянная борьба с контрафактной продукцией призваны стимулировать развитие инноваций.

Негативные правовые последствия за действия с контрафактной продукцией наступают не только в случае реализации такой продукции, но и за:

  • изготовление;
  • ввоз на территорию государства;
  • хранение;
  • транспортировку;
  • распространение любым способом, в том числе через Интернет.

Для привлечения к ответственности не имеет значения тот факт знало ли лицо, что предметом его деятельности является контрафактная продукция.

Общественная опасность оборота контрафакта на рынке заключается в:

  • потери прибыли производителя и снижения уровня его деловой репутации;
  • опасениях потенциальных инвесторов относительно возможности вкладывать в экономику страны с высоким уровнем нарушений в сфере законного оборота товаров;
  • нарушении прав потребителя (безопасность контрафактной продукции гарантировать невозможно).

Контрафактная продукция

Контрафакт – нанесение на упаковку продукции чужих торговых знаков, или очень похожих, распространение копий произведений искусства, музыкальных, видео произведений без получения разрешения у правообладателя или другие действия, которые нарушают исключительные права интеллектуальной собственности.

Производители контрафактных товаров могут использовать такие же производственные мощности и материалы, как и на легальных производствах. По виду и качеству подделка может ничем не отличаться от оригинала. А обнаружить отличия порой невозможно без использования специальных знаний и аппаратуры. Поэтому, даже высокая цена сегодня не является гарантией того, что покупателю предлагают оригинальную продукцию.

Особенность контрафакта как объекта экспертизы в том, что не весь он является подделкой. Это может быть оригинальная продукция, которая попала на территорию страны нелегально. Следственно, все последующие действия с ней являются незаконными.

В связи с этим, можно выделить две категории контрафактных товаров:

  • незаконно изготовленные (подделка). Любое последующее использование тоже считается незаконным;
  • изготовлены легально, но в оборот введены с нарушением прав интеллектуальной собственности. Например, правомерное распространение экземпляра произведения на территории одной страны, может стать незаконным на территории другой.

Специалисты экспертно-консультационного центра "Графо-Логос" производят экспертизу самых распространенных объектов контрафакта:

  • дизайнерская одежда;
  • сумки, обувь;
  • детские товары;
  • аудиовизуальная продукция и программное обеспечение;
  • фармацевтические и химические препараты;
  • ювелирные изделия;
  • парфюмерная продукция;
  • напитки и табачные изделия;
  • запасные части для автомобилей.

С появлением на рынке контрафактной продукции – объемы продаж легальных товаров падают, количество лояльных потребителей – сокращается, акции предприятий падают вниз. В связи с этим, борьба с контрафактной продукцией зачастую инициируется самими правообладателями. Производители заинтересованы в отслеживании контрафакта и привлечении виновных лиц к ответственности.

Признание товара контрафактным возможно только по решению суда, но для установления признаков контрафактности потребуется заключение эксперта.

Виды ответственности

Лица, причастные к обороту контрафакта несут ответственность согласно гражданского, административного и уголовного законодательства.

Гражданское законодательство предусматривает безусловную меру наказания для правонарушителя – конфискация и уничтожения предметов контрафакта без возмещения его стоимости.

Гражданско-правовая ответственность за контрафакт, как правило, применяться одновременно с административной или уголовной.

В свою очередь, квалификация незаконного деяния как административного правонарушения или уголовного преступления производится в зависимости от размера причиненного ущерба.

Административная ответственность за нарушение прав

Протоколы об административных правонарушениях в сфере оборота контрафакта составляют по ст. 7.12 или ст.14.10 КоАП РФ, затем направляются в суд на рассмотрение.

Санкции этих статей предусматривают:

  • штраф в размере от 1.5 тыс. руб. до 40 тыс. руб.;
  • штраф в размере от 10 тыс. руб. до 200 тыс. руб.;
  • конфискация не только материального носителя контрафакта, но и материалов, оборудования, которые были использованы для его производства.

Уголовная ответственность за нарушение прав

Мера уголовного наказания за действия в сфере оборота контрафакта зависит от размеров причиненного ущерба (в крупном или особо крупном размере).

Преступление может квалифицироваться по ст. 146 либо ст.147 УК РФ.

Если стоимость незаконной продукции или прав на нее превышает 100 тыс. руб., то это влечет за собой один из таких видов наказания:

  • штраф до 200 тыс. руб.;
  • штраф в размере заработка осужденного за 18 месяцев;
  • обязательные работы до 480 часов;
  • исправительные работы до 2 лет;
  • принудительные работы до 2 лет;
  • лишение свободы до 2 лет.

Если же стоимость превышает 1 млн. руб., то меры наказания в таком случае намного жестче:

  • принудительные работы до 5 лет;
  • лишение свободы до 6 лет;
  • штраф до 500 тыс. руб. или в сумме дохода за три года. В этом случае штраф не является основным видом наказания и может применяться по решению суда как дополнительная мера.
Наши основные продукты:
Наши клиенты

© Экспертно-консультационный центр "Графо-Логос" 2011 - 2020

г. Москва, Красноворотский проезд дом 3, строение 1, офис 327
г. Москва, Красноворотский проезд дом 3, строение 1, офис 327

© Экспертно-консультационный центр "Графо-Логос" 2011 - 2020